Привет! Сегодня Среда, 20.11.2019, 00:45
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Газета "Зеркало" г.Темиртау [53]
Праздники Казахстана [42]
Календарь

Праздники Казахстана

1 Января - Новый год

ЦИТАТЫ ВЕЛИКИХ
Цитаты великих
Последнее фото
Вход
 Статьи
Главная » Статьи » Газета "Зеркало" г.Темиртау

Надводное царство

Воспоминания о временах, когда лодок в Темиртау было больше, чем автомобилей…

 

Пересеките Бульвар Независимости и двигайтесь на северо-восток. Перейдите проспект Республики, не спеша обойдите дизельных монстров на автовокзале. Еще минута – и позади железнодорожные пути и сухопутные будни. Исчезнет запах бензина, а в лицо будет бить душок от гниющих водорослей. Под ногами зашуршит пляжный песок, а значит, самое время расчехлить весла и на лодке – в гущу волн.    

 

В 5 раз дешевле «Запорожца»

На Самаркандском водохранилище, начиная с 60-х годов прошлого века, было 6 причалов. Сейчас немногие помнят, что в минувшие советские времена наш город был одним из лидеров в Казахстане по числу металлических лодок: 1 300 единиц, по самым скромным подсчетам. Лодка тогда стоила гораздо дешевле, чем автомобиль: так, «Запорожец» оценивался в 1 500 рублей, а дюралюминиевая посудина – в 300. Кроме того, государство еще не продвигало программу «каждому трудящемуся – по шесть соток», и поэтому рыбалка была тогда популярнее картошки.

Первые причалы были установлены заводом СК, у каждого владельца лодки были своя стальная будка и специальный подъемный механизм, состоящий из ремней, цепей и рычагов, охрана и содержание территории причала стоила для одного человека 3 рубля в месяц. Вплоть до середины 70-х годов металлические лодки в Темиртау не продавались, их покупали в областных центрах или заказывали в других республиках Союза, либо просто брали на день в пунктах проката.

Популярностью пользовались юркие пятиместные «Днепр» и «Казанки», самые объемные и вместительные «Прогрессы» были похожи на миниатюрные яхты, некоторые горожане покупали катамараны и на пляжах за 30 копеек катали отдыхающих вдоль берега...

 

Отдых на «Крыму»

6 мая 2010 года. Мы находимся рядом с руинами одного из причалов, на пляже принимает солнечные ванны коровье стадо, хохлатые остроносые нырки лавируют между пластиковых бутылок. Обходим камышовые заросли, натыкаемся на решетчатые ворота с эмблемой в виде корабельного якоря.

Нас неприветливо встречает Петр, сторож причала. Сначала он не хотел нас пускать на вверенную территорию, но потом, махнув рукой, дал добро. Лодок мы нигде не увидели, из сотни будок, которые здесь когда-то стояли, осталось меньше десяти, некоторые накренились и на треть своей высоты ушли под воду. На импровизированном трапе из досок рыбачил мужчина, звали его Виталий, он нам и рассказал о своей «озерной» жизни:

- Мой отец был заядлым рыбаком, его страсть перешла по наследству мне и двум братьям, - говорит Виталий, внимательно следя за поплавком. - Мы все переехали в Темиртау, я устроился на работу, обзавелся семьей, а когда купил лодку «Крым», по выходным стал пропадать на причале. С приходом лета, по субботам, я брал жену и маленького сына в охапку – и вперед, на лодке, к приятному времяпрепровождению. Днем в «японском заливе» ловим карасей, вечером отправляемся на маленький необитаемый остров, где на первое готовим уху, а на втрое сочные шашлыки. Там же и ночуем, сидя у костра, травим рыбацкие байки. Давно это было, лодку украли, причал захирел, одни фотографии остались от той жизни.

 

От тысячи лодок осталось только две

Лодочное хозяйство приходило в упадок постепенно: в середине 90-х береговую линию отрезали от электричества, многие завсегдатаи причала уехали из города, другие распродали свое имущества. Со всего Казахстана в Темиртау ехали рыбаки, чтобы по низкой цене скупать лодки.

Позже, нагрянула новая напасть: будки и лодки резали автогеном на ломтики и сдавали на металлолом. Зимой 2003 года причал атаковала группа неизвестных: пропало множество лодок, в том числе и старенький «Крым» Виталия. По следам, оставленным на снегу, было видно, как лодку волоком тащили до автовокзала – а потом следы обрывались.

Сейчас от тысячи лодок осталось только две, да и то их держат на водно-спасательной станции. Виталий и его товарищи и не надеются вернуть те лихие времена, когда на скорости 70 километров в час они устраивали гонки по водной глади. Все давно распродано, а то, что осталось, проржавело и ожидает слома.

Но наше скептическое уныние не поддержал сторож. По словам Петра, он проходил службу в военно-морском флоте, до блеска драил палубы кораблей и вязал замечательные морские узлы. А это значит, он не боится ни ночных вандалов, ни летних шквалов, причал находится в надежных руках, и черта с два он пойдет на слом.  

 

Павел ПО

Категория: Газета "Зеркало" г.Темиртау | Добавил: Aleke (11.06.2010)
Просмотров: 977 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright©i-lluminator, 2019
Поиск по сайту
Погода
Яндекс.Погода
ВСЕ ОТЕЛИ МИРА
ДЕШЕВЫЕ АВИАБИЛЕТЫ
PR0CY.com - сервис проверки доменов Rambler's Top100